Изменение законодательства в сфере государственного кадастра недвижимости
С первого июля 2016 года вступают в силу положения Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее - Федеральный закон). Данным федеральным законом повышаются требования к кадастровым инженерам.
Опрос для предпринимателей
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай информирует о том, что Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проводится очередной опрос предпринимателей по оценке эффекта от реализации Национальной предпринимательской инициативы (далее – НПИ), призванной радикально улучшить условия ведения бизнеса в стране.
Оформление лицензии при обращении с отходами производства и потребления: обязанность или право?
29.12.2014 года принят ФЗ № 458 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предписано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 01.07.2016 года сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов 1-4 классов опасности. В связи с данными изменениями предприниматели должны получить лицензии на использование навоза, который ГОСТ относит к отходам 3 (умеренно опасные) и 4 (малоопасные) класса.
Банкротство застройщика. Правовые аспекты
Резонансных дел о банкротстве строительных организаций в последнее время становится все больше, растет и количество обманутых дольщиков, отстаивающих свои законные интересы и пытающихся вернуть вложенные в неудавшееся строительство денежные средства. В связи с обострившейся ситуацией на первичном рынке жилья особое значение приобретают вопросы защиты прав граждан-участников строительства.
Новый закон о регистрации недвижимости
На смену действующему закону о регистрации недвижимого имущества (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ) приходит новый (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственная регистрация недвижимости в целом стала доступнее и проще.
Так, будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости – в его состав войдут:
- кадастр недвижимости;
- реестр прав на недвижимое имущество;
- реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
- реестровые дела;
- кадастровые карты;
- книги учета документов.
Предусмотрено, что реестр ведется исключительно в электронной форме. Уничтожение внесенных в него сведений не допускается: если они претерпели изменения, ранее внесенная информация должна быть сохранена. Реестровые дела по общему правилу тоже будут создаваться в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда заявитель представил бумажные документы, а их оригиналы не хранятся ни в одном государственном или муниципальном органе: в этой ситуации реестровое дело будет существовать в бумажной форме.
Для регистрации прав на недвижимость, возникающих в силу закона (например, при вынесении судебного акта), стало необязательным соблюдение уведомительного порядка регистрации. Запись в реестр в таком случае будет внесена без участия правообладателя или правоприобретателя – информация в Росреестр будет поступать с помощью межведомственного взаимодействия.
Вдвое сокращены сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество: с 10 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») до пяти независимо от того, в бумажной или электронной форме были представлены документы на регистрацию. Аналогичный срок установлен и для осуществления государственного кадастрового учета. Если заявитель воспользовался услугами МФЦ для регистрации своего права на недвижимость, срок регистрации будет продлен до девяти рабочих дней (в случае с кадастровым учетом – до семи рабочих дней). Если требуется и осуществление кадастрового учета, и регистрация прав, все эти действия должны быть совершены в течение 10 рабочих дней (12 при направлении заявлений через МФЦ).
Уточнена также ответственность Росреестра за нарушение правил регистрации прав на недвижимость – например, за утрату или искажение сведений, незаконный отказ в осуществлении регистрации, необоснованный отказ в предоставлении выписки из реестра и т. п. При этом, если нарушение было допущено по вине иного органа или, например, кадастрового инженера, Росреестр сможет предъявить им регрессные требования.
Предусмотрена компенсация гражданину, который является собственником единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, за утрату права, зарегистрированного в реестре. Ее сумма не может превышать 1 млн руб.
Новый закон о государственной регистрации недвижимости вступит в силу с 1 января 2017 года, за исключением ряда положений.
Управление Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Алтай
Строительство на землях сельскохозяйственного назначения
Содержание категории земель сельскохозяйственного назначения раскрывается в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации: землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус, основанный, прежде всего, на приоритете целевого использовании земель указанной категории.
Законом в некоторых случаях допускается строительство на землях сельскохозяйственного назначения. Так, вышеупомянутая статья 77 Земельного кодекса РФ указывает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В статье 7 Земельного кодекса РФ изложена позиция о праве владельца земельного участка на выбор разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Прямое толкование указанных норм позволяет говорить о реальных возможностях строительства объектов недвижимости на землях сельскохозяйственного назначения без нарушения целевого предназначения данных земельных участков.
В пользу данной позиции высказался Департамент недвижимости Министерства экономического развития России, указав в письме от 21.12.2010 № Д23-5270 на то, что использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается. Вместе с тем для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки.
В письме от 29.10.2010 № Д23-4444 по вопросу строительства объектов недвижимости на землях сельскохозяйственного назначения Департамент также указал следующее: «В состав земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ могут входить объекты недвижимости, а значит, строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, допускается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием».
Статья 79 Земельного кодекса РФ устанавливает особый правовой режим земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)), а именно приоритет их использования и особую охрану.
Как отмечалось ранее, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Конкретный вид разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом, который, в свою очередь, не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).)
Следовательно, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию, и любое строительство на указанном земельном участке будет являться самовольной постройкой.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) допускается строительство объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства, но нарушение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения при возведении на нем объекта повлечет за собой признание самовольной постройкой объекта капитального строительства и обязанность по восстановлению земли.
Управление Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Алтай
Опрос предпринимателей
Внимание!
Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай информирует субъектов предпринимательской деятельности Республики Алтай о том, что с 15 августа по 15 сентября 2016 года Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» проводится очередной опрос предпринимателей по оценке эффекта реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Для его проведения в сети «Интернет» подготовлены электронные анкеты по следующим вопросам:
- Доступность энергетической инфраструктуры;
- Таможенное администрирование;
- Регистрация предприятий;
- Регистрация права собственности;
- Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием;
- Строительство;
- Поддержка экспорта;
- Качество регуляторной среды для бизнеса;
- Налоговое администрирование;
- Оценочная деятельность.
Заполнить анкеты можно по следующему адресу: http://asi.ru/investclimate/opros/
Уважаемые предприниматели! Опрос носит строго конфиденциальный характер, его результаты будут использованы в обобщенном виде и размещены в открытом доступе. Аналитические итоговые материалы будут направлены в адрес Правительства Российской Федерации для дальнейшего представления Президенту Российской Федерации и использованы для улучшения существующей ситуации.
Ваше мнение важно для нас!!!